Требования, предъявленные при отборе в Организацию

Возрастные, медицинские и психофизические требования к спортсменам, проходящим спортивную подготовку.

Возрастные требования

Возраст, для начала занятий художественной гимнастикой в АНО «Краевая спортивная школа по художественной гимнастике»  – 7 лет. Многолетнюю подготовку гимнасток следует рассматривать как единый тренировочный процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1)  строгая преемственность задач, средств и методов тренировки спортсменов;

2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; 

3)  непрерывное совершенствование спортивной техники; 

4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки гимнасток; 

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания; 

6) осуществление как одновременного развития физических качеств

спортсменок на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды. 

         Сроки сенситивных (благоприятных) фаз развития того или иного физического качества представлены в таблице.

 

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Рост

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная сила

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

Скоростно силовые качества

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

Сила

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Выносливость (аэробные возможности)

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

 

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

 

+

+

+

+

+

 

 

 

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам определяется с учетом сенситивных (благоприятных) периодов развития физических качеств у юных спортсменок. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

Таким образом, при развитии тех или иных физических качеств обязательно следует учитывать возраст гимнасток.

 

Возрастные особенности и тренировочные мероприятия на всех этапах многолетней подготовки.

Возрастные особенности и тренировочные мероприятия на разных этапах многолетней подготовки

Методические особенности и тренировки

6-8 лет (этап начальной подготовки)

Это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма спортсменов. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий спортом

Позвоночный   столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибо

Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки

Суставно-связочный аппарат очень

эластичен и недостаточно прочен

Целесообразно целенаправленное, но 

осторожное развитие гибкости

Интенсивно развиваются мышечная система и центры регуляции движений; крупные мышцы развиваются быстрее мелких, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, затруднены мелкие и точные движения

При преобладании в занятиях крупных, размашистых движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения. Значительное внимание уделять мышцам-разгибателям и развитию координации движений

Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны

Нагрузка должна быть не большого объема, умеренной интенсивности и носить дробный характер

Продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности невелика — до 15 мин

Занятия должны бытьэмоциональными, много плановыми, количество одноразовых указаний ограничено

Особенно велика роль подражательного и игрового рефлексов

Основными методами должны быть наглядный, с идеальным показом, игровой

Антропометрические размеры на 1/3 меньше взрослых

Целесообразно    применение предметов, пропорционально уменьшенных размеров

8-11 лет (тренировочный этап)

Развитие спортсменовидет относительно равномерно, постепенно   должны повышаться   тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие

Происходят   существенные      изменения   двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития физических качеств

Необходимо эффективно использовать этот период для изучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты

Значительного развития достигает кора головного мозга. II сигнальная система, слово имеют все большее значение

Все большее значение в тренировочном процессе должен приобретать словесный метод

Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление; лучше воспринимаются кратковременные скоростно-силовые упражнения

В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме

11-13 лет

С физиологической точки зрения подростковый период, период лет полового созревания, характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем: организма

Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры

Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса тела, необходимо неуклонно, но осторожно повышать тренировочные нагрузки

Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств

Тем не менее, можно и нужно осваивать новые я сложные упражнения и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и скоростносиловые качества. Необходимо больше терпения и упорства

Неравномерности в развитии сердечно - сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости

Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полноценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять врачебный контроль

В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям

Одной из важнейших задач воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание

14 лет и старше (этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства)

Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечнососудистая система готова к значительным нагрузкам. В этом возрасте можно ожидать самых высоких спортивных результатов

Критическое отношение к своим спортивным возможностям, сомнения в целесообразности продолжения напряженных тренировок

Четко определить задачи на предстоящий тренировочный цикл, ознакомить гимнастку с календарем планируемых тренировочных мероприятий, соревнований и др. выездов

Угнетает монотонность тренировок, как по содержанию, так и по нагрузкам

Чередовать варианты разминок, менять место и условия тренировок, участвовать в показательных мероприятиях

Появляется психологическая усталость

Больше практиковать отвлекающие мероприятия

Нередки нарушения менструального цикла

Строить тренировочный процесс с учетом ОМЦ, осуществлять регулярный врачебный контроль

Этап начальной подготовки

На этап начальной подготовки зачисляются лица, достигшие соответствующего возраста и не имеющих медицинских противопоказаний.

Оценка конституционных особенностей

Предпочтение должно отдаваться девочкам мускульно-астенического типа, с узким тазом, тонкой костью, длинными конечностями и шеей, удлиненной формой мышц. Просмотр желательно проводить в присутствии родителей, чтобы учесть наследственную детерминированность перечисленных признаков.

Примечание: при плохой оценке особенности внешнего вида по данному критерию поступающие от дальнейших испытаний освобождаются.

Оценка физических качеств:

- выворотность – определяется по специально градуированной круговой шкале или визуально при выполнении деми и гран плие, отведение ноги в сторону;

- пассивная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание ног во всех направлениях;

- активная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание  ног во всех направлениях;

- гибкость позвоночника – мост из положения лежа с помощью тренера или «лягушка»;

- прыгучесть – прыжки на двух с установкой как можно выше;

- быстрота – бег на 20 м на время;

- ловкость – бросок теннисного мяча в цель;

- вестибулярная устойчивость – пять поворотов по 360 градусов переступанием на месте с последующей ходьбой по нарисованной прямой линии.

Оценка артистических способностей: определение умения двигаться в заданном темпе, чувства ритма, музыкального слуха, танцевальности. Для этого используются следующие задания:

- ходьба и бег в заданном хлопками тренером темпе;

- повторение хлопками несложного ритмического рисунка, задаваемого тренером;

- исполнение детской песенки (по выбору гимнастки);

- танец по выбору или танцевальные мировоззрения на музыку разного характера.

Отбор перспективных из квалифицированных гимнасток осуществляется в двух вариантах:

  1. Естественный отсев девочек, которым трудно справляться с физическими нагрузками, у которых низкий уровень мотивации к занятиям  художественной гимнастикой и т.п.
  2. Искусственный отбор, который проводит тренерский совет на основе выполнения гимнастками установленных программой АНО «Краевая спортивная школа по художественной гимнастике» нормативов.

             Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники.

             Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсменок, постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта, изучение технике, повышение уровня физической подготовки, отбор перспективных спортсменов для прохождения спортивной подготовки.

            Факторы, ограничивающие нагрузку: недостаточная адаптация к физическим нагрузкам, возрастные особенности физического развития, недостаточный общий объем двигательных умений, перетренированность.

            Основные методы спортивной тренировки: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный.

           Особенности подготовки. Двигательные навыки у спортсменок должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо спортсменам овладевать основами техники и техники работы с предметами. Эффективность подготовки упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям спортсменок и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку.

            Методика контроля. Контроль на этапе НП используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовленности осуществляется тренером. Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных вступительных и переводных нормативов по годам подготовки, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

            Врачебный контроль за спортсменками предусматривает: углубленное медицинское обследование, медицинское обследование перед соревнованиями, врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий, санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, контроль за выполнением спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха. Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение – допуск, к тренировкам и соревнованиям здоровых спортсменок.

            Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На этапе НП преимущество отдается игровым и соревновательным методам. Программа соревнований, их периодичность, возраст спортсменок должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.